Программа по аллергологии

Диагностическая программа по аллергологии

Аллергия — это необычная реакция организма на обычное воздействие. Данная реакция обусловленна особенностями иммунного реагирования. Патологическая сенсибилизация организма встречается крайне часто — каждый 8-10-й человек в мире страдает от аллергии. Обычно данное состояние имеет семейный характер. Важно помнить, что наследуется не какое-то конкретное заболевание, а склонность к аллергическим реакциям. В одной семье могут быть больные разными аллергическими заболеваниями. Чаще всего аллергическая реакция возникает на шерсть животных, цветочную пыльцу, травы, продукты питания, пыль, химические вещества, лекарственные препараты, укусы насекомых. Агенты, вызывающие аллергию принято называть аллергенами. Степень проявления аллергической реакции может варьировать от легкой (даже скрытой) до тяжелой (развитие анафилактического шока). С возрастом симптомы могут прогрессировать, а могут и сглаживаться. Все это лишний раз подтверждает индивидуальность каждого пациента и необходимость комплексного обследования организма для подбора эффективного лечения. Аллергические реакции имеют общий и местный характер:

  • аллергический ринит — покраснение носа, отек слизистой, наличие отделяемого из носа без признаков от ОРВИ;
  • аллергический конъюнктивит — покраснение глаз, зуд, слезотечение;
  • аллергический отит — отек, нарушение слуха;
  • аллергический дерматит (контактный дерматит, крапивница, экзема) — покраснение кожи, сыпь, кожный зуд;
  • бронхиальная астма, бронхоспазм — затруднение дыхание, свистящее дыхание;
  • различное сочетание симптомов;
  • ангионевротический отек (отек Квинке) — появление отека в местах развитой подкожножировой клетчаткой (губы, веки, щеки, слизистая оболочка рта, половых органов), может сохраняться от нескольких часов до нескольких суток, при переходе отека на слизистую оболочку гортани происходит нарушение дыхания вплоть до угрожающих жизни состояниям.
  • анафилактический шок — молниеносная реакция на контакт с аллергеном (немедленного типа), в результате которой происходит резкое падение давление, угнетение сознания, судороги, непроизвольное мочеиспускание.

В случае развития отека Квике или анафилактического шока показана экстренная госпитализация в стационар, самостоятельное лечение может привести к летальным исходам. Отдельное место среди аллергических заболеваний занимает бронхиальная астма. У 40-50% пациентов с аллергическими реакциями имеется бронхиальная астма. Бронхиальную астму принято разделять по причине ее возникновения:

  • Атопическая бронхиальная астма — возникает под воздействием ингаляционных аллергенов (пылевой клещ, пыльца трав и цветов, споры грибов, эпителий животных), также она может развиваться под воздействием пищевых аллергенов. Клинические проявления возникают при контакте с аллергенами и проявляется в виде сужения бронхов, выработке слизистого содержимого, развития кашля, свистящего дыхания, затруднения дыхания. До 85% у людей с бронхиальной астмой присутствуют и другие аллергические реакции.
  • Инфекционно-аллергическая астма — формируется при наличие у человека длительной хронической инфекции верхних дыхательных путей (тонзиллит, синусит, бронхит). Чаще всего у данного группы людей инфекция имеет хронический характер, вплоть до скрытого течения. В результате длительного воздействия бактериальных агентов на бронхи происходит из сенсибилизация и патологическое изменение, сопровождающееся нарушением местного иммунитета. Все это с течением времени приводит к развитию астматических приступов.
  • Лекарственная астма — патологическая реакция бронхов на лекарственные препараты. Ее также иногда называют аспириновой, т.к. чаще всего она развивается на аспиринсодержащие и другие нестероидные противовоспалительные препараты.

Диагностикой и лечением аллергических реакций занимается врач аллерголог. При легкой степени аллергических реакций достаточно соблюдения соответствующего образа жизни, минимизации контакта с аллергенами, приема лекарственных препаратов при появлении симптомов. При тяжелых формах или при развитии бронхиальной астмы подбирается длительная терапия с целью минимизировать клинические проявления и улучшить качество жизни. Залогом победы над аллергией является комплексный и индивидуальный подход к каждому пациенту. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением — это может привести к усилению клинических проявлений с возрастом и формированию сопутствующих заболеваний.

Клиническая иммунология и аллергология – практическому здравоохранению.

с 27 февраля 2018 по 28 февраля 2018

Организатор: Российская Ассоциация Аллергологов и Клинических иммунологов (РААКИ), Региональная общественная организация поддержки развития медицинских технологий и стандартов качества медицинской помощи (РОО «МедПрофСтандарт»)

Место проведения: Москва, ул. Новый Арбат, 36, здание Правительства г. Москвы.

Уважаемые коллеги и друзья!

От имени Президиума Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов (РААКИ) и Государственного научного центра «Институт иммунологии» ФМБА России

приглашаю Вас принять участие в работе Всероссийской Конференции «Клиническая иммунология и аллергология – практическому здравоохранению» 27-28 февраля 2018 года.

Среди ежегодно проводимых РААКИ научно-практических мероприятий, конференции для практических врачей имеют особое значение: именно на них врачи разных специальностей могут получить новейшие знания по аллергологии и иммунологии для ежедневной клинической работы.

Программа Всероссийской Конференции «Клиническая иммунология и аллергология – практическому здравоохранению» насыщена и разнообразна: лекции ведущих специалистов, симпозиумы; современные методы лечения аллергического ринита, бронхиальной астмы, атопического дерматита, крапивницы; дискуссионные проблемы аллергологии и клинической иммунологии; вопросы непрерывного образования и профессиональной подготовки специалистов и пр.

В рамках Конференции пройдут школы повышения квалификации для практикующих врачей по лекарственной аллергии, инсектной аллергии, анафилактическому шоку, аллерген-специфической терапии; с клиническими разборами типичных и спорных случаев.

В период проведения Конференции пройдет заседание Профильной комиссии по аллергологии и иммунологии.

Данное мероприятие аккредитовано Координационным Советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ.

Желаю всем участникам и гостям конференции успешной работы, интересных открытий, новых идей и удачи в достижении поставленных целей!

Председатель конференции –

Президент РААКИ,

Главный внештатный специалист

по аллергологии и иммунологии

Минздрава РФ, академик РАН Р.М.Хаитов

Подана заявка на включение конференции в систему НМО.

Организаторы конференции – Российская Ассоциация Аллергологов и Клинических иммунологов (РААКИ), Региональная общественная организация поддержки развития медицинских технологий и стандартов качества медицинской помощи (РОО «МедПрофСтандарт»).

Консультант по формированию научной программы для системы Непрерывного Медицинского Образования (НМО) – ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России.

Основная тема конференции – это внедрение профильных клинических рекомендаций в практику врачей различных специальностей. Международная практика показала, что переход на использование всеми врачами лечебно-профилактического учреждения современных клинических рекомендаций позволяет в кратчайшие сроки и с минимумом затрат повысить качество медицинской помощи, оптимизировать использование ресурсов учреждения, а также помочь врачу при выборе стратегии лечения пациента, что приводит к сокращению длительности лечения и снижению риска осложнений.

Основные направления научной программы Конференции:

  • Стандарты диагностики и лечения иммунопатологии и аллергии.
  • Первичные и вторичные иммунодефициты.
  • Аллергические заболевания дыхательных путей.
  • Аллергические заболевания кожи.
  • Иммунопатологии и аллергические заболевания в детском возрасте.
  • Инфекции, иммунитет и аллергия.
  • Рациональная фармакотерапия иммунопатологий и аллергических заболеваний.
  • Иммуномодулирующая и иммунотропная терапия.
  • Актуальные вопросы вакцинопрофилактики.

Программа конференции ориентирована на широкий круг специалистов в области иммунологии и аллергологии, исследователей, медицинских работников, студентов, а также врачей общей практики и других специальностей, которые сталкиваются в своей работе с проявлениями аллергии и иммунопатологии.

В рамках конференции с 27-28 февраля 2018 г. пройдет тематическая выставка, на которой будут представлены современные лекарственные средства, диагностические системы и оборудование, изделия медицинского назначения, специализированные издания.

Рабочая программа учебной дисциплины клиническая иммунология Для специальности: “ Стоматология ” Факультет: стоматологический Кафедра: иммунологии и аллергологии и аллергологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П роректор по учебной работе ВолГМУ

Для специальности: “Стоматология

Кафедра: иммунологии и аллергологии и аллергологии

Форма обучения — очная

Лекции — 6 часов (VIII семестр)

Практические занятия — 14 часов (VIII семестр)

Самостоятельная работа — 0 часов

Всего часов — 20

Зачет – IV курс VIII семестр

Волгоград, 2007 год.

Рабочая программа составлена на основании: Программы по микробиологии, вирусологии, иммунологии для лечебных, медико-профильных и педиатрических факультетов РГМУ (утверждена ГОУ ВУНМЦ 2000).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иммунологии и аллергологии ________________ 200_ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии

Рабочая Программа утверждена на УМК

________________200__ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.

Д.м.н. профессор С.В. Дмитриенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ Стоматологического ФАКУЛЬТЕТА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
    1. Цель преподавания дисциплины – научить студентов стоматологического факультета диагностики, терапии и предупреждения аллергических, иммунодефицитных и других болезней иммунной системы.
    1. Задачи преподавания дисциплины: — дать студентам современные представления о причинах развития, патогенезе иммунодефицитных, аллергических, аутоиммунных и других болезней иммунной системы. Сформировать методологические основы постановки иммунологического и аллергологического диагноза и выработки тактики лечения и предупреждения болезней иммунной системы. Выработать представление о значимости иммунопатологических нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципы их иммунокорекции.
    1. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
        1. Основные понятия, используемые в клинической иммунологии и аллергологии;
        2. Общие закономерности иммунопатогенеза наиболее распространенных заболеваний человека, связанных с иммунной системой человека;
        3. Этиологию, патогенез, ведущие клинические проявления, лабораторные показатели и исходы основных заболеваний иммунной системы человека;
        4. Принципы иммунокорригирующей терапии;
        5. Принципы фармакотерапии и аллерген-специфической иммунотерапии атопических заболеваний;

студент должен уметь:

              1. Использовать приобретенные знания по клинической иммунологии при изучении других медицинских дисциплин;
              2. Обосновывать необходимость адекватного клинико-иммунологического и аллергологического обследования;
              3. Объяснять действие иммунотропных лекарственных препаратов и возможных осложнений при нарушении назначения;
              4. Осуществлять профилактические и лечебные мероприятия с учетом состояния иммунного статуса;
              5. Оказать неотложную помощь больным аллергическими заболеваниями в острой стадии (приступ бронхиальной астмы, анафилактический шок, лекарственная аллергия, отек Квинке и др.)

студент должен обладать навыками:

  1. Дифференциальной диагностики основных иммунодефицитных и аллергических заболеваний человека
  2. Сбора иммунологического и аллергологического анамнеза, в том числе у детей раннего возраста
  3. Определить «группу риска» по иммунопатологии на основе клинических признаков иммунодефицитных, аллергических и других заболеваний иммунной системы
  4. Анализа вклада иммунопатологических процессов патогенез наиболее опасных и распространенных заболеваний человека

1.4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

  1. Анатомия: анатомические особенности органов иммунной системы.
  2. Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.
  3. Нормальная физиология: физиологические особенности органов и систем
  4. Биология: генетика, паразитология.
  5. Гигиена:
  6. Биохимия: клиническая биохимия
  7. Общая химия:
  8. Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской тех­никой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.
  9. Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний.
  10. Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях
  11. Фармакология: разделы дисциплины с учетом патологии.
  12. Общественное здоровье и здравоохранение: история медицины, заболеваемость, летальность, смертность, статистические пока­затели, государственная система организации охраны здоровья, организация санаторно-курортной помощи, программа ВОЗ по улучшению здоровья. Состояние здоровья населения и перспективы развития здравоохранения в стране и за рубежом. Организация медицинской помощи Формирование здорового образа жизни.
  13. Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний,
  14. Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания, встречающиеся у детей.
  15. Инфекционные болезни: клиника и диагностика наиболее часто встречающихся инфекций. Инфекционные болезни с эпидемиологией: все разделы дисцип­лины, включая вопросы эпидемиологии и тропической медицины у детей и подростков.
  16. ЛОР-болезни: ЛОР — патология.
  17. Фтизиопульмонология: вопросы детского и подросткового туберкулеза.
  18. Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях.
  19. Рентгенология и радиология: вопросы рентгенологии и радиологии.
  20. ЛФК и ВК: лечебная физкультура и врачебный контроль.

1.5. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «клиническая иммунология и аллергология» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 3 лекций (6 часов в VIII семестре) и 14 часов аудиторной практической подготовки (VIII семестр), (всего 20 часов).

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Итоговый контроль (VIII семестр) включает в себя итоговое занятие в конце семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Рабочая программа по иммунологии – клинической иммунологии

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Проректор по учебной работе,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по иммунологии – клинической иммунологии

По специальности: 31.05.03 — «СТОМАТОЛОГИЯ»

Уровень высшего образования — СПЕЦИАЛИТЕТ

Квалификация – ВРАЧ СТОМАТОЛОГ — ОБШЕЙ ПРАКТИКИ

Кафедра: микробиологии, вирусологии и иммунологии

Форма обучения — очная

Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) – 108 часов

Лекций — 21 часов

Практических (семинарских, лабораторных) занятий — 51_часов

Самостоятельная работа – 36 часа

Экзамен — IV семестр

Всего – 108 часа
Махачкала 2015 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки «Стоматология»

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры
Микробиологии, вирусологии и иммунологии __

от «_27_» августа_2014_г. Протокол № _1__
Заведующий кафедрой ___________________________ Саидов М.С.

Рабочая программа согласована:
1.Директор НМБ ДГМА ___________________________Бекеева А.В.

2.УМО ____________________________________ Загирова Н.А.

3.Зам. декана по__II__курсу_______________________

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена и утверждена на заседании Совета факультета от « » ___ _20 г. Протокол № __
Председатель СФ ______________________________
Составители:
Зав.каф., доцент Саидов М.С.

Профессор кафедры _______ Омарова С.М.

Зав. Каф.проф. ______ Саидов М.З.

Раздел 1 – общая иммунология
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины — овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных нарушением иммунных механизмов, а также принципов диагностики, иммунокоррекции и профилактики болезней иммунной системы.

При этом задачами дисциплины являются:

  • формирование у студентов представления о предмете иммунологии и об иммунной системе как одной из систем организма необходимой для поддержания субъективной индивидуальности;
  • приобретение студентом знаний об общей и клинической иммунологии с аллергологией;
  • изучение причин и патогенеза основных иммунных нарушений: аутоиммунных, аллергических, иммуннодефицитных;
  • освоение студентом основ рациональной иммунодиагностики, используя методы оценки иммунного статуса и интерпретация результатов иммунного обследования;
  • приобретение студентом знаний об иммунитете слизистых оболочек и особенностях иммунной защиты тканей ротовой полости и челюстно-лицевой области;
  • изучение принципов коррекции основных нарушений иммунной системы: аутоиммунных, аллергических, иммунодефицитных;
  • освоение студентом значений иммунных нарушений в патогенезе различных стоматологических заболеваний;
  • формирование представления о принципах иммунокоррекции.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Иммунология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин (б азовая часть ) по специальности

«Стоматология» 060201,65 высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем и четвертом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  1. в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; психология, педагогика; история медицины; латинский язык);
  2. в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия, биохимия полости рта; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; нормальная физиология; патофизиология; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия, патанатомия головы и шеи);
  3. в п рофессиональном цикле (гигиена, общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения; пропедевтика внутренних болезней; общая хирургия, хирургические болезни; экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности; педиатрия).
  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

Процесс изучения дисциплины «Иммунология» направлен на формирование следующих компетенций:

лекторывсе лекторы

Уникальные интерактивные лекции ведущих специалистов России по внутренним болезням: нашими лекторами уже стали более 100 специалистов

Доктор медицинских наук, врач-аллерголог высшей категории, педиатр, ведущий научный сотрудник ФГБНУ им И.И.Мечникова

Заведующая кафедрой аллергологии РМАНПО МЗ РФ, доктор медицинских наук

СТАТЬИвсе статьи

Вашему вниманию представлены самые актуальные и уникальные материалы по наиболее острым вопросам современной медицины

Антигистаминные препараты в фокусе безопасности мужского здоровья

Гистамин представляет собой плейотропный биогенный амин, синтезируемый гистидин декарбоксилазой большинством тканей млекопитающих. В последние годы возрос интерес к влиянию гистамина на мужские гонады. В частности, исследователи живо интересуются возможным отрицательным эффектом антигистаминных препаратов на функционирование тестикул.

Ассоциация между ИПП, антибиотиками и аллергическими заболеваниями у детей

Аллергические заболевания часто встречаются у детей. По одной из теорий, раннее применение лекарственных препаратов может существенно изменять микробиоту и тем, самым, увеличивать риск развития аллергических заболеваний.

Всероссийская Конференция «Клиническая иммунология и аллергология — практическому здравоохранению»

Дата проведения: 27-28 февраля 2018

Место проведения: г. Москва, ул. Новый Арбат, дом 36, Здание Правительства Москвы

Видеоархиввсе записи

Эозинофилы, астма и полипозный риносинусит. По материалам международного конгресса «Интерастма 2018»

Возможности достижения контроля с помощью режима единого ингалятора. Роль обострений, терапия и профилактика

Аллергия или укусы паразитических членистоногих?

Коррекция эпидермального барьера у больных атопическим дерматитом как первый этап базисной терапии

Всероссийская Образовательная Интернет-Сессия

Информация и материалы, представленные на настоящем сайте, носят научный, справочно-информационный и аналитический характер, предназначены исключительно для специалистов здравоохранения, не направлены на продвижение товаров на рынке и не могут быть использованы в качестве советов или рекомендаций пациенту к применению лекарственных средств и методов лечения без консультации с лечащим врачом.

Лекарственные препараты, информация о которых содержится на настоящем сайте, имеют противопоказания, перед их применением необходимо ознакомиться с инструкцией и проконсультироваться со специалистом.

Мнение Администрации может не совпадать с мнением авторов и лекторов. Администрация не дает каких-либо гарантий в отношении cайта и его cодержимого, в том числе, без ограничения, в отношении научной ценности, актуальности, точности, полноты, достоверности научных данных представляемых лекторами или соответствия содержимого международным стандартам надлежащей клинической практики и/или медицины основанной на доказательствах. Сайт не несет никакой ответственности за любые рекомендации или мнения, которые могут содержаться, ни за применимость материалов сайта к конкретным клиническим ситуациям. Вся научная информация предоставляется в исходном виде, без гарантий полноты или своевременности. Администрация прикладывает все усилия, чтобы обеспечить пользователей точной и достоверной информацией, но в то же время не исключает возможности возникновения ошибок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: